В доисторическое время в древнем Египте появился первый примитивный парус. Он представлял собой звериную шкуру, которую человек держал в руках, находясь в небольшой лодке. Впоследствии в лодке устанавливалась мачта, к которой крепился парус. Это было началом использования энергии ветра для потребностей человека. С течением веков парус совершенствовался, в мире появились десятки различных конструкций парусов, были применены новые, более современные материалы. Паруса под воздействием ветра гнали вперед не только лодки, но и большие яхты и морские корабли. Паруса, парусники, яхты это большая отдельная тема, по которой можно очень много писать. Рассмотрим другие примеры использования ветра человеком.

Считается, что ветряные мельницы впервые появились в 7 веке в Персии и были предназначены для размола зерна. (Здесь и далее мельницей будем называть агрегаты для измельчения каких-либо твердых материалов). В 9 веке ветряные мельницы уже широко применялись в странах Ближнего Востока. В Европе ветряные мельницы стали строить около 10 века. Большой вклад в усовершенствование конструкции ветряных мельниц внесли голландцы. Используя принцип действия ветряной мельницы, они создали устройства для подъема воды (ветряные насосы). С помощью таких устройств вода перекачивалась на более высокий уровень. Начиная с 14 столетия (особенно в 16 веке) в Голландии были проведены массовые работы по осушению болот и озер. В конце 15 века в Голландии были созданы и запущены первая маслобойня и первая бумажная фабрика по производству бумаги высокого (по тем временам) качества. Исполнительные механизмы маслобойни и бумажной фабрики приводились в движение энергией ветра. 9 тысяч ветроэнергетических устройств различного назначения применялось в Голландии к концу 19 века.

В России в 18 — 19 веках использование энергии ветра достигло также значительных размеров. Так, например, количество ветряных мельниц уже в начале 19-го века составляло 200 тыс. и перерабатывали они в год более 30млн. тонн зерна. Эти мельницы строились местными крестьянскими мастерами, многолетний практический опыт передавался из поколения в поколение от старых мастеров молодым. Основным строительным материалом было дерево. Ветряная мельница имела четыре лопасти, ее мощность составляла примерно 3,5 кВт. В больших селениях встречались мельницы мощностью до 10 — 15 кВт. Они имели диаметр ветроколеса 20 — 24 метра.

К началу 20-го столетия в России имелось около 2500 тыс. ветряных устройств (в основном — ветряные мельницы), которые имели суммарную мощность примерно 1 млн. кВт. За период первой мировой войны, революции 1917года, гражданской войны часть мельниц было разрушено. После 1917 года уцелевшие мельницы потеряли своих владельцев и большинство из них также постепенно разрушились.

В 20-х годах 20-го века в России начали проводиться первые теоретические и экспериментальные работы по созданию ветродвигателей (ВД). Были изготовлены первые образцы многолопастных ветродвигателей моделей ТВ-5 и ТВ-8. Они имели цельнометаллическую конструкцию и предназначались для применения в сельском хозяйстве. Диаметр ветроколеса ветродвигателя ТВ-5 составлял 5 метров, ТВ-8 — соответственно 8 метров. В 1936 г. было построено 1300 ветродвигателей ТВ-5 и ТВ-8, укомплектованных поршневыми насосами. Производительность ветроустановки ТВ-5 составляла 1 м?/ч при скорости ветра 3 м/с и 5 м?/ч при скорости ветра 5 м/с. Производительность ветроустановки ТВ-8 была в 3 раза больше.

До Великой отечественной войны были также разработаны ветроэнергетические установки (ВЭУ) с диаметром ветроколес 8 и 12 метров. В составе последней установки был применен генератор мощностью 15 кВт. ВЭУ такой комплектации были использованы в условиях Крайнего севера на 16-ти станциях Северного морского пути.

В 1931 г. В ЦАГИ была разработана ветроэнергетическая станция мощностью 100 кВт. В ее составе был применен асинхронный генератор и ветроколесо диаметром 30 метров. Эта станция была построена в Крыму, успешно работала вплоть до 1942г. (В 1942г. станция была разрушена в ходе боевых действий).

После Великой отечественной войны, восстановления промышленности и перевода ее на «мирные рельсы», в СССР продолжался выпуск ветродвигателей. К примеру, в 1955г. их было выпущено более 9100 штук на 44-х заводах. Наиболее популярным был ветродвигатель ТВ-8, используемый не только для подъема воды, но и также для переработки кормов. В модели Д-12 также использовался для подъема воды и выполнения различных трудоемких процессов в животноводстве. Ветроэлектрический агрегат ВЭ-2 применялся для зарядки аккумуляторных батарей (АБ), которые питали радиоузлы. Например, в 1956г. в стране насчитывалось более 3000 таких радиоузлов. Ветроагрегат Д-18 был применен в составе ветро-дизельной электростанции мощностью 25 кВт и многоагрегатной станции мощностью 400 кВт. Это краткое описание истории развития ветроэнергетики в России и за рубежом по 1960 г.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *